Успевай заказать ОНЛАЙН-КАССУ! Кассы с ФНами в НАЛИЧИИ!

8-800-700-73-75 или напишите письмо

Рекомендуй и зарабатывай Контакты Новости Войти в сервис Зарегистрироваться
Мерката логотип Что такое Мерката Кассовые аппараты Тарифы ЕГАИС ОФД (54-ФЗ)

Обязательная маркировка товаров и единая система их отслеживания. Что нас ждет к 2024 году?

05 марта 2018


Обязательная маркировка товаров и единая система их отслеживания. Что нас ждет к 2024 году?
В конце 2017 года Президент подписал закон об обязательной маркировке товаров специальными идентификационными знаками. Закон наделяет правительство РФ полномочиями по установлению перечня товаров, подлежащих идентификационной маркировке; по определению правил такой маркировки и по формированию перечня компаний, которые будут этой маркировкой заниматься.
Что повлечет за собой принятие этого закона?


Сегодня термин «маркировка товаров» используется только в законе о техническом регулировании и применяется по большей части для информирования потребителей о качестве товара и его соответствии установленным требованиям. Задача нововведений – на основе маркировки также обеспечить отслеживаемость легальности обращения определенных товаров на рынке. Речь идет, в первую очередь, о ввозимых товарах – маркировка позволит обеспечить контроль уплаты ввозного НДС. Также принятие закона призвано повлиять на отслеживание тех товарных категорий, в отношении которых велика доля контрафакта.

Эксперименты, проводимые государством с целью обеспечения отслеживаемости оборота определенных товарных категорий, мы наблюдаем все последнее время. Пилотным в этом плане стало внедрение ЕГАИС для алкоголя и оно дало свои положительные результаты как при контроле за уплатой ввозного НДС, так и в борьбе с нелегальным алкоголем. И эту историю стали тиражировать:

  • Шубаис для меховых изделий уже запущен и помог увеличить легальный оборот этой товарной категории в 5 раз,

  • реализация проектов по введению систем отслеживания в отношении лекарств, обуви, сигарет и пр. в надежде на такие же результаты ожидает нас в ближайшие 1-2 года.

  • Очевидно, что количество тех товарных категорий, которые будут подлежать маркировке, будет расти, и закономерно возникнет вопрос о том, как увязать все друг с другом.

    Раскроем секрет: к 2024 году государство планирует выработать единую систему маркировки товаров.

    Сделано это будет на базе дочернего предприятия Центра развития перспективных технологий - ООО «Оператор ЦРПТ». Напомним, что сам ЦРПТ - это совместная компания «Элвис-Плюс групп» (научно-технологический центр, ставший впоследствии разработчиком сетевого ПО и ПО для беспроводных WI-FI систем), Мегафона (оператор сотовой связи и поставщик биллинговых систем), Петер Сервис (оператор фискальных данных) и концерна Автоматика ГК Ростех.

    Что мы имеем на сегодня в результате различных попыток создать ту или иную систему отслеживания движения товаров? ЕГАИС – уже функционирующая и практически полностью внедренная масштабная система отслеживания оборота алкогольной продукции, несколько уже почти законченных проектов систем отслеживания по другим товарным категориям, разработанных и оперируемых другими компаниями, а также уже наполовину реализованную историю кассовой реформы, когда на основе оборудования и переоборудования кассовой техникой с возможностью онлайн передачи данных всех компаний, кто так или иначе работает с конечным потребителем, выстраивается система отслеживания реализации товаров конечному потребителю. Очевидно, что разрушать то, что за последние время было создано и внедрено бизнесу буквально «мечом и огнем, потом и кровью» и на что была потрачена уйма средств, не станут. Получается, что новая система маркировки товаров должна будет как-то встраиваться или учитывать уже имеющиеся наработки.

    Какие варианты реализации новой системы маркировки товаров могут быть в такой ситуации?

    1. Разрабатываемая система маркировки и отслеживания товаров будет подразумевать расширение полей в Универсальном передаточном документе – в отношении отслеживаемых товаров появятся поля, в которых будет указана маркировка (идентификатор, уникальный код) товара.

    2. В свою очередь, это подразумевает, что к 2024 году в отношении категорий товаров, подлежащих отслеживанию, все участники оборота должны будут полностью перейти на электронный документооборот (код вряд ли можно будет просто набивать руками, это ненадежно), поэтому понадобятся: во-первых, специальные считывающие эту маркировку устройства (сканеры); во-вторых, должна быть разработана собственно маркировка, а также порядок, в котором она будет наноситься на отслеживаемый товар.

    Полагаем, что в отношении более дорогостоящих товаров это могут быть RFID-метки (например, на шубах сейчас ставятся именно они – радиочастные метки, которые позволяют бесконтактным способом их считывать). Но сами по себе такие метки дорогостоящи, для более массовых и дешeвых товаров они не подходят, тем более что в силу специфики некоторых товаров они не могут быть на них нанесены - товары на основе жидкости как например, пиво, радиосигнал от такой метки будут поглощать, а товары с большим количеством металла, как например, пачки сигарет, такой сигнал будут отражать. Поэтому для таких категорий товаров используется кодировка dot-matrix, которая наносится лазером.

    3. Что приводит нас к вопросу о том, кто и как будет наносить эту маркировку. И здесь тоже есть варианты. Самое оптимальное – когда товар производится в РФ и производитель сам будет наносить маркировку. Что потребует от него приобретения определенного маркировочного оборудования (единовременные затраты) и некоторой перестройки процесса производства (включение в него стадии маркировки товара). После такой технической перестройки сама стоимость нанесения маркировки на товар станет несущественна в пересчете на единицу каждого производимого товара. А вот какие затраты потребуются на тех.дооснощение – сейчас оценить трудно. Полагаем, что производители так или иначе к ним подготовятся, да и выгоды, полученные в результате глобальной перестройки всех процессов, эти затраты окупят.

    Другой вопрос – что делать с ввозимым товаром, как его маркировать для отслеживания на территории РФ? Здесь возможны два варианта:

    1. с иностранными производителями будут заключаться спецдоговоренности о том, как именно должен маркироваться товар для ввоза на территорию РФ еще на стадии производства;

    2. либо ввозимый товар будет маркироваться при ввозе на территорию РФ.

    Второй вариант кажется менее реальным, потому что он очень трудоемкий и затратный – придется создавать спецоператоров, которые не просто будут оперировать данными на основе технологий, как в случае с ОФД, но должны будут совершать много фактических телодвижений по распаковке товаров, их перебору, маркировке, повторной запаковке, что приведет к итоговому удорожанию ввозимых товаров в разы.

    4. Что касается самой системы отслеживания товаров, разрабатываемой ЦРПТ, то это, скорее всего, будет аналитическая система, которая будет собирать и сопоставлять данные из разных имеющихся систем отслеживания конкретных категорий товаров на разных стадиях оборота, и в случае обнаружения нестыковки – сигнализировать об этом соответствующим контролирующим органам.

    5. Ну и о любимом. Онлайн-кассы в этой цепочке станут неким внешним контуром выстраиваемой системы отслеживания, которые, по сути, будут фиксировать факт выбытия товара из этой системы ввиду его передачи в руки конечного потребителя.
    Логотип


    Поделиться новостью:



    Будьте в курсе актуальной информации!
    Подпишитесь на рассылку:



    Нажимая на кнопку, я соглашаюсь с условиями
    Политики конфиденциальности.


    Сколково logo Intel logo Microsoft logo

    facebookСтраница в Фейсбуке

    vkГруппа ВКонтакте

    okГруппа в Одноклассниках

    youtubeКанал на Ютубе

    instagramПрофиль в Инстаграме

    © 2018 Умная касса Мерката. Екатеринбург, Долорес Ибаррури, 2е, БЦ ВЕК. 8-800-700-73-75, go@merkata.ru.
    Договор-оферта, Политика конфиденциальности

    Кассовые аппараты

    Помощь в настройке

    Новости Меркаты

    Тарифы

    ЕГАИС

    Что такое Мерката

    Зарабатывай вместе с Меркатой

    Часто задаваемые вопросы

    Друзья Меркаты

    Контакты

    Информационная поддержка (вебинары)

    Замечания и предложения

    Выбрать кассу

    Каталог оборудования