Ритэйл-баттл: Онлайн VS Офлайн

Мерката - умная онлайн касса > Новости >
Ритэйл-баттл: Онлайн VS Офлайн
Добрый день! Меня зовут Еликов Антон. Я сооснователь и коммерческий директор в Меркате. Но сегодня я выступлю еще в одной роли - роли рефери в баттле между оффлайн и онлайн-ритейлом. Начнем?

Мерката - это умная касса и облачная товароучетка для небольших торговых оффлайн-бизнесов. В России таких бизнесов около 700 000. Примерно в 10 раз больше, чем сетевых магазинов, которых около 70 000 и представлены они небольшим количеством компаний (около 200-300).

Еще в России порядка 50-100 тыс. предприятий интернет-торговли. Но это скорее ошибочные цифры от АКИТ (ассоциации компаний интернет торговли), так как огромное количество предприятий (или не предприятий) интернет торговли сейчас приходится на инстаграм-аккаунты, странички в ВК и т.п. Один из инстаграм-аккаунтов по продаже кофейных скрабов ручной работы за прошлый год продал на 360 млн руб своей продукции.

Как видим, по факту в интернет торговле тоже есть разделение на крупный бизнес, микро- и малый бизнес.

И для офлайн-ритейла, и для онлайн-ритейла справедливо следующее: более крупные компании имеют больше ресурсов, более технологичны, мелкие же бизнесы зачастую лучше понимают свою целевую аудиторию (или по крайней мере должны ее лучше понимать), более гибкие и менее автоматизированы.

Но тема у нас сегодня не про спор маленьких и больших. Тема у нас про спор онлайн и офлайн ритейла. Этакий батл.

Итак, кто же победит? Онлайн или офлайн?

В фокусе Россия, Германия, Италия, Штаты, Китай, Индия, Англия, Франция. Именно эти страны будут сегодня фигурировать в примерах.

Начнем с Италии


Рынок Гипермаркетов формата Cash & Carry (с англ. — «Заплати и уноси»), по оценкам одного из игроков этого рынка, составляет что-то в районе 4 млрд. евро ежегодно. И не очень-то растет. Для сравнения: в онлайне рынок food service&delivery (доставка готовых блюд и фермерских продуктов) составляет 200 млрд. евро ежегодно и растет на 15-20% каждый год! 

1:0 в пользу онлайна

Кстати, в Италии такой же консервативный фискальный закон, с применением физической памяти в кассах.

Консервативная Германия


Рынок офлайн розницы здесь переживает серьезные изменения. Еще пару лет назад магазины в массе своей выглядели достаточно привычно. Даже местами очень олдскульно (устаревшие). Старые тяжелые системы автоматизации и кассы прямиком из 80-ых. Российская розница иногда давала фору немецкой рознице в части внешнего вида и технологичности. Но уже сейчас и Rewe и Aldi вышли с новыми форматами:

  • Много еды формата to go - готовые блюда, которые достаточно разогреть.

  • Emotional trade - То есть дорого, но красиво и очень эмоционально. И быстро. И на ходу. Минимальная площадь, точеный под трафик ассортимент. И не просто под трафик, а под трафик + время суток.

  • Но вот мобильные и цифровые технологии - это не про Германию. Все, что немецкий гигант Метро делает в цифре - он делает для внешних рынков, в первую очередь для России и Китая.

    Так что в батле намечается 1:1

    Англия. Лондон


    До половины розничного товарооборота здесь приходится на онлайн торговлю - всех рвет Amazon. И это не привычная для нас с вами электроника. Тут речь идет опять же о продуктах питания.

    Дело в том, что содержание личного автомобиля в Лондоне - дорогая опция. Въезд в центр города и парковка стоят дорого. Постепенно жители отказываются от личного транспорта в пользу велосипедов и общественного транспорта. Поездка в гипермаркет становится затруднительной, а покупки в магазинах поблизости - только при большой необходимости, т.к. ценник вдвое выше, чем в других городах Англии. Остается только онлайн-заказ продуктов.

    В классике продуктовый ритейл в доставку - это утопия, так как современный магазин "у дома" или даже гипермаркет помимо собственно продуктов делает еще две важные вещи:
  • Здесь покупатель сам выбирает товары, имеет возможность пощупать его, посмотреть состав, сроки годности. Т.е. есть эмоция от выбора, от покупки.

  • Покупатель, сам того не осознавая, сам выполняет другие, дорогостоящие операции - подбор и доставка товара. В обычной ситуации, например, в Екатеринбурге, онлайн магазину с доставкой продуктов на дом будет крайне тяжело выжить. Ведь он конкурирует ценой с офлайн розницей+стоимость доставки. Ситуацию может изменить рост цены на недвижимость + стратегия на развитие общественного транспорта (платные парковки, платный въезд в центр, заужение проезжей части и тп). В таком раскладе содержание физического магазина станет выше, а средний чек и покупательский поток - ниже. Но это будет еще не скоро. 

  • А пока Англия приносит уверенное очко команде онлайн-торговли. 2:1.

     



    Китай


    WeChat. Aliexpress. Одна из немецких сетей гипермаркетов формата  Cash & Carry, которая представлена также и в Китае, активно использует социальные сети и другие современные средства коммуникации с потребителями. Если на родине гипермаркета потребителей не загонишь в мобилку, всем подавай привычные каталоги со спецпредложениями и акциями, то в Китае потребитель ведет себя иначе. Только мобилка и только высокая степень таргетированности предложения. Длинные списки никто листать не будет. Предложение должно подходить именно мне! И что интересно, из 12,5 млн подписчиков в цифровых каналах по всему миру у данного ритейлера, 12 млн. - жители Китая. Но покупки пока все же доминируют в офлайн рознице.

    Хотя… не будем забывать про Алибабу! Эта площадка объединяет в онлайне бескрайнее количество продавцов и покупателей по всему миру.

    Китай приносит еще одно очко в пользу онлайна. Счет - 3:1.

    Франция


    Знаете, что общего между Францией и Санкт-Петербургом? Не крупнейшие выставочные галереи и музеи и даже не архитектура. Общее - Гипермаркеты. Как и в Санкт-Петербурге, так и во Франции засилье гипермаркетов. Сетевые игроки крупного формата были в таком почете у властей, что им позволялось практически все. В результате малоформатная розница, а за ней - и небольшие производители, сгинули. Это было давно, около 20 лет назад.

    Но проблема в том, что низкие цены, массовые продукты и умопомрачительный ассортимент далеко не единственное, что волнует покупателя. Потребителю требуется разнообразие и на фоне этого запроса потребителя начало возрождаться фермерское хозяйство, появились еженедельные ярмарки и такое явление, как подписка на продуктовую корзину.

    Покупатель готов авансировать фермера, чтобы гарантировано получать свежие натуральные продукты, а фермер получает гарантированную выручку и стабильных покупателей. И именно во Франции в противопоставление сетевым гипермаркетам родилось множество кооперативов, в которые входили небольшие производители и владельцы розничных точек. Сейчас это уже гиганты: Danone, Coop. Да и Голландский Spar примерно из того же теста.

    Так что Франция - за оффлайн. Счет 3:2.

    США


    Родина Amazone. Объем продаж онлайн поражает. Но поражает он только обывателя. Ведь доля выручки, которая приходится на онлайн торговлю, составляет всего 8%. Да, есть группы товаров, которые плотно переехали в онлайн. Но товары ежедневного спроса - это то, что мы, сами того не ведая, хотим выбирать сами. Только сильные внешние факторы, как, например, в Лондоне, способны заставить нас переехать с регулярными покупками в онлайн. В остальных случаях наша иррациональность побеждает. 

    Недавно в СМИ прошла новость о том, в США гипермаркеты массово закрываются и причина - их вытеснение онлайн-торговлей. Но я полагаю, что причины закрытия гипермаркетов стоит искать в тех ограничениях, которые в принципе заложены в любом сетевом развитии либо развитии по принципу укрупнения – возможности роста в городах в виде открытия новых точек или укрупнения магазина рано или поздно исчерпывают себя, покупательский поток конечен. Поэтому если такие гипермаркеты не находят новых или оптимальных форм взаимодействия с покупателем, при которых из того же объема покупательского потока можно будет извлекать больше покупок, они закрываются. Но это не связано с онлайн-торговлей.

    Поэтому, не смотря на Amazone, все же офлайн в США занимает уверенные позиции. Счет 3:3.

    Индия


    Новое "китайское" чудо - это Индия, которая тоже начала развиваться бешеными темпами. Производство, технологии, сетевой ритейл и много чего еще - все это, попав на благодатную индийскую почву, внедряется и растет с головокружительной скоростью. Однако в том, что касается Интернета, индусы очень осторожны. После террактов в Мумбаи в 2008 году были расширены полномочия правительства по мониторингу цифрового пространства и в целях защиты граждан повсеместный доступ в Интернет периодически блокируется. А буквально в начале августа 2017 года индийское правительство выпустило документ, который обеспечивает правовой механизм блэкаута - полного отключения Интернета. Распоряжение о блокировке интернета может быть вынесено должностным лицом высшего уровня, отвечающим за внутреннюю безопасность, как на уровне страны, так и на уровне штата. По мнению экономистов и социологов, отключение от сети напрямую вредит крупнейшим мультинациональным компаниям и самым маленьким стартапам, препятствуя мобильным транзакциям и блокируя доступ к рынкам. И конечно же, очень сильно тормозит развитие оффлайн-торговли, заставляя все же отдавать предпочтение традиционным покупкам.  

    Индийский фаервол приносит еще одно очко оффлайну. Счет 3:4 


     


    Россия


    Как и многие другие развивающиеся рынки, мы стремительно перескакиваем этапы развития более зрелых экономик. У нас повсеместно карты с EMW-чипами и pay-pass, а Apple pay и Android pay принимают даже в овощных палатках, тогда как в Штатах все еще буксует запуск EMW. Мы уже готовимся к 5G, легко усваиваем новые форматы и технологии. В то время, как Uber все еще где-то в минусовой зоне, в России есть свои игроки такого же формата, которые опережают Uber и при этом являются рентабельными. Для примера, объем перевозок такси Максим в РФ превышает совокупный объем перевозок Яндекс, Uber и Gett.

    И в рознице схожая ситуация. Пока гиганты сетевой розницы исполняют планы по открытию новых магазинов, которые были защищены на совете директоров в конце прошлого-начале этого года, в России нарастает неудовлетворенность тем, что и как продают в федеральных сетях. Потребитель хочет иного, голосует за это рублем. По всей стране как грибы после дождя формируются узкоспециализированные форматы: мясные лавки, булочные и пекарни, молочные магазинчики, крафт, хэнд-мейд, фермерские товары, всевозможные 2go и emotional trade. Новой формацией являются кооперативы. Не союзы, где союзность проявляется только в рамках совместных деловых мероприятий, а кооперация поставщиков и небольших розничных точек.

    Это пока еще незаметная сила на рынке ритейла, но новая сила, способная предоставить потребителю синергию из максимальной клиентоориентированности, создаваемой небольшим розничным предпринимателем, и закупочной силы с эффективной логистикой профессионального поставщика ТНП.

    Так что Россия - за оффлайн. Итого: счет 3:5.

    Итак, на мой профессиональный взгляд, победа в нашем сегодняшнем баттле - однозначно, за оффлайном, который жил, жив и будет жить еще долго.

    С уважением, рефери ритэйл-баттла: онлайн vs офлайн
    Антон Еликов.

    ***
    Вот такой вот сражение получилось. А чтобы продолжать оставаться "на коне" в оффлайн-ритэйле, каким бы ни был здесь ваш бизнес: цветочный салон, продуктовый магазин, автомастерская, кофейня, пекарня или салон красоты - вам необходима онлайн-касса, соответствующая требованиям 54-ФЗ. А также автоматизация, учет и контроль всех бизнес-процессов.

    Выбрать и купить кассовое оборудование, соответствующее всем требованиям 54-ФЗ, вы можете здесь.
    Подобрать тариф для автоматизации вашего бизнеса можно здесь.

    Подпись
    Пресс-служба Меркаты

    Хэштег, источник